Современная поэзия, стихи, проза - литературный портал Неогранка Современная поэзия, стихи, проза - литературный портал Неогранка

Вернуться   Стихи, современная поэзия, проза - литературный портал Неогранка, форум > Профилактическое отделение > Школа юных графоманов

Школа юных графоманов Графоман - это человек, который бьется головой о стену, чтобы высечь божью искру.

Ответ
 
Опции темы

Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж (проза)

Старый 24.05.2008, 19:03   #1
Старший эпидемиолог
Администратор
 
Аватар для chajka
 
Регистрация: 24.03.2007
Адрес: Israel
Сообщений: 6,086
Записей в дневнике: 8
лучшее

Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж (проза)


Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж
Источник: _http://rina-grant.livejournal.com

В русской литературе вопрос "точки зрения" (то есть, чьими глазами мы "смотрим" на происходящее в книге), почему-то считается сугубо теоретическим. Мол, сначала автор напишет, как Бог на душу положит, а потом придет литературовед и проанализирует, что за точки зрения в своем произведении автор интуитивно использовал. Самого же автора никто, похоже, не учит, как выгодно и с умом применять различные виды точек зрения на благо произведению.

Но в мировой писательской практике совсем другая картина. Овладение письмом в различных точках зрения считается одним из самых первых и основных навыков писателя. Этому учат в пятых классах школ при написании сочинений.


Конечно, великое множество выдающихся писателей писали и пишут интуитивно, не считаясь с правилами. Но мне кажется, чтобы блестяще нарушать правила, нужно их сначала изучить. "Точка зрения" — это и есть одно из таких обязательных писательских правил.


Примечание. Я стараюсь пользоваться терминологией, введенной Б.А.Успенским в "Поэтике композиции". Это, кажется, чуть ли ни единственное сочинение в русском литературоведении, которое впервые подняло вопрос точки зрения. Однако некоторые исследователи в своих статьях используют и переводы английских терминов (которые мне кажутся более образными, чем термины Успенского), так что их я тоже буду упоминать по ходу.

Примерно до начала 20-го века в литературе существовало только две точки зрения, с которых могло вестись повествование в прозе.

1. Так называемая "точка зрения всезнающего автора" (Успенский ее называет "нулевой"). То есть автор знает все события романа, видит всё, что творится в мыслях и душах у героев, и обо всем без утайки докладывает читателю. Например:

«Виктор пришел в отчаяние.

— Ну ты и дура, Машка!
Машке ужасно хотелось заплакать, но она терпела.

— Сам дурак».

Тут автор влезает в голову обоим героям и описывает, что оба чувствуют и думают: Виктор приходит в отчаяние, Машке хочется плакать.

Автор может даже подсказать, что произойдет дальше: «Ах, если бы Машка знала, что эта ничтожная встреча перевернет всю ее жизнь!». Он показывает нам события произведения опосредованно, через призму собственного восприятия, а читатель как бы слушает автора-рассказчика, докладывающего обо всех событиях и эмоциях.


Естественно, эта точка зрения имеет много плюсов, но ее главный минус — читатель лишен возможности сопереживать персонажу напрямую: он не может сам влезть им в души.


2. Вторая точка зрения — Повествование от первого лица.
С этим тоже всё ясно: автор рассказывает о том, что якобы произошло с ним самим. В текстах такого рода уже появляются ограничения: автор не может рассказывать о событиях, о которых он по сюжету ничего не должен знать. Он в принципе не может влезать в головы другим персонажам и описывать, что они чувствуют и думают. Хотя и тут возможны фокусы типа "ах, знал бы я тогда, что..." Несмотря на ограничение свободы автора, читателю легче сопереживать повествованию от первого лица, так как он невольно ассоциирует себя с главным героем.

С развитием литературы в конце 19-го — начало 20-го века авторы стали осваивать более интимный, "человеческий" подход к читателю. Оказалось, что и в третьем лице можно писать от имени персонажа, а не от имени автора. Так сложилась третья точка зрения:

3. Третье лицо ограниченное (Успенский называет ее "внутренней точкой зрения", потому что всё происходящее описывается как бы глазами конкретного персонажа). Этот тип точки зрения доминирует в современной литературе, но он же является и самым сложным. Овладение ограниченной точкой зрения требует большой практики и умения включать в текст только то, что видит, думает и ощущает данный герой. Ведя свой рассказ от третьего ограниченного лица, автор должен соблюдать следующие правила:

1) показывать события через менталитет данного персонажа (образовательный уровень, воспитание, убеждения и предрассудки, стиль речи и т.п.).

Всё, что автор хочет сказать о герое, следует вложить в его (героя) собственные слова, мысли и поведение, или же передать это через отношение к нему других персонажей (например, посредством диалога). Если, например, герой — негодяй, автор не имеет права «взять микрофон» и намекнуть читателю, что не разделяет взглядов этого мерзавца. Единственный выход — отобразить действия героя так, что читатель сам возненавидит этого гада, без излишних намеков со стороны автора.

Стиль повествования имеет тут огромное значение! Если точка зрения в произведении принадлежит полуграмотному бомжу, произведение должно писаться слогом полуграмотного бомжа. С умом отредактированным, естественно. То есть те слова, понятия, предметы, которые прекрасно известны автору, но с которыми данный бомж не знаком, из текста исключаются автоматом.

Хорошее упражнение-зарисовка: набросайте описание комнаты или квартиры. А затем перепишите описание несколько раз, с позиции разных людей и их голосом (но от третьего лица!). Многодетная мать заметит, что нигде не валяются игрушки. Педанта поразит невытертая пыль. Электрик не заметит пыли, но отметит плохую проводку. Ученый не заметит проводки и бросится сразу к книгам. Всё разным языком, четыре человека — четыре менталитета, четыре разные комнаты.

2) Внутренних точек зрения в произведении может быть и несколько: события могут описываться вперебивку глазами нескольких персонажей, которые в данном случае называются фокальными персонажами. Но и тут есть некоторые правила:

Чем короче произведение, тем меньше должно быть фокальных персонажей. В современном коротком рассказе — только одна точка зрения, только один фокальный персонаж. В большом рассказе может быть две точки зрения, в повести — две и более, в романе — как правило, четыре-восемь (хотя бывает, что на роман приходится всего одна точка зрения).

Нельзя резко менять точку зрения в монолитном «куске текста». Метания из головы одного фокального персонажа в другую без конкретной авторской задачи называются "прыганьем по головам". В одном абзаце мы переживаем происходящее с одним героем, в другом вдруг попадаем в голову его противника и узнаем, что тот чувствует и думает... это игра в поддавки с читателем. Одна сцена — один фокальный персонаж. Его глазами мы и должны смотреть на происходящие события.


Чтобы внутри сцены переносить точку зрения с одного персонажа на другого, нужна очень веская причина, и при таком переносе необходимо всегда следить, чтобы читателю было ясно, чьими именно глазами мы смотрим на события.

3) Поскольку всё происходящее пропускается через восприятие конкретного персонажа и описывается его "голосом", всё, что не попадает в эти рамки, должно опускаться. Иначе возникает так называемый "глюк" ограниченной точки зрения. Например (из одного любительского рассказа):

«Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! Какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...
Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».


Редактор зарубил этот рассказ с первых же слов, с приговором: «Глюк точки зрения». Где же он? А вот:

Начало хорошее, нейтральное: «Кэт сидела на диване и горько плакала». Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. Вот она: «Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...»

Всё ясно — мы смотрим на мир глазами Кэт: это ее чувства, ее мысли, но вдруг — бэмс! - «Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Глазами Кэт, говорите вы? А Кэт что, знает, что у нее глаза красные? Что хотите делайте, но она не может воспринимать в данный момент свое платье как "розовое в горошек": она ревет и страдает, куда ей о платье думать? Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини, хотя читатели сами бы всё в уме дорисовали. В результате получается прокол точки зрения.

Подобные проколы всегда получаются, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего не может ни знать, ни говорить. И отсюда еще одно важное правило:
chajka вне форума   Ответить с цитированием
Реклама
загрузка...
Старый 24.05.2008, 19:03   #2
Старший эпидемиолог
Администратор
 
Аватар для chajka
 
Регистрация: 24.03.2007
Адрес: Israel
Сообщений: 6,086
Записей в дневнике: 8
4) При работе с ограниченной точкой зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п. Почему? Потому что читатель и так "сидит" в голове данного персонажа. Читателю и так понятно, что это именно персонаж увидел или подумал ту или иную вещь. Употребление этих глаголов как бы отстраняет читателя, напоминая, что между ним и героем стоит автор . Подобная точка зрения называется "фильтрованной" (пропущенной через голову автора). В качестве примера приведу два абзаца:


С глаголами чувственного восприятия:

«Такой клинок королю под стать», - подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки».

А теперь сравним тот же самый текст, написанный с так называемой глубокой позиции (автор не встревает со своими ремарками и только передает состояние персонажа):

«Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у него забегали мурашки».

Вот еще примеры:

Фильтровано: "Виктор выглянул в окно и увидел, что в песочнице копошилась девочка".
Напрямую: "Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка".

Фильтровано: "В воцарившейся тишине Таня услышала, как вдалеке о чем-то пел соловей".
Напрямую: "Воцарилась тишина — только вдалеке о чем-то пел соловей."

Наверное, нет смысла добавлять, что "глубокая позиция" гораздо живее фильтрованной и как бы переносит читателя в произведение, заставляет его сопереживать. Одним словом, все "подумал, увидел, ощутил" лучше опускать.

Стоит, пожалуй, упомянуть и об остальных, менее употребительных, точках зрения:

4. От второго лица. "Вы входите в трамвай... навстречу вам поднимается прекрасная девушка..." Подобная точка зрения встречается редко, но, если все сделать с умом, то может получится очень красивый текст. Подобная манера изложения в основном применяется в туристической литературе.

5. Третье лицо объективное или "бихевиористское повествование" (Успенский называет эту точку зрения "внешней"). При таком роде повествования автор описывает только внешние признаки поведения героев. Все мысли и чувства остаются за кадром. Он улыбнулся, она опустилась на стул — своего рода кинофильм. Читателю показывают картинку и предоставляют самому делать выводы: кто что почувствовал или подумал. Опять же, если применять с умом, дает сильный эффект.

Полезная литература:

Б.А. Успенский. "Поэтика композиции". М., 1972; переизд. в книге: Б.А. Успенский. "Избранные труды". т. 1. М., 1994, 1996;

_http://bw.keytown.com/mnauka.htm (часть о "Мастере и Маргарите" — отличный пример манипуляции точками зрения!)

_http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/conf1995/anciferova35.htm

_http://infolio.asf.ru/Philos/Postmod/fokalizatsia.html (в других терминах о том же)

_http://rinasolo.narod.ru/pushkin.html (Пушкин один из первых в мировой лит-ре применил ограниченную точку зрения)

_http://www.iek.edu.ru/publish/pult6.htm

Напоследок советую перечитать "Раковый корпус" Солженицына и понаблюдать, как именно он применяет множественные ограниченные точки зрения и работает с несколькими фокальными персонажами.


©Рина Грант
chajka вне форума   Ответить с цитированием
Старый 24.05.2008, 19:31   #3
сломанный чушеплет (с)
Модератор
 
Аватар для thelonewolf
 
Регистрация: 16.04.2007
Адрес: Израиль, приИерусалимье
Сообщений: 4,108
ух, интересно!
thelonewolf вне форума   Ответить с цитированием
Старый 24.05.2008, 19:40   #4
Старший эпидемиолог
Администратор
 
Аватар для chajka
 
Регистрация: 24.03.2007
Адрес: Israel
Сообщений: 6,086
Записей в дневнике: 8
Ага. Удивительно толково написано. Я многое для себя поняла, то, что раньше чувствовала только интуитивно.
chajka вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.04.2009, 04:17   #5
Безнадёжный случай
 
Аватар для Patriot Хренов
 
Регистрация: 03.03.2009
Адрес: славный город Волжский Волгоградской области России
Сообщений: 895
Хренов пришёл. К тому же озлоблЕнный...

Цитата:
Сообщение от chajka Посмотреть сообщение
Фокальный персонаж
Хорошо, что не фИкальный... Нет, ей богу, нету "фокала" в русском языке. Вот брошу всё уйду золотарём в ювелирную мастерскую...
Patriot Хренов вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.04.2009, 05:38   #6
Безнадёжный случай
 
Аватар для Patriot Хренов
 
Регистрация: 03.03.2009
Адрес: славный город Волжский Волгоградской области России
Сообщений: 895
Вообще, статья умная, с хорошим «фокализом»…
Адвокат втуляет подследственному:
– У тебя презумпция невиновности!..
– Окстись! Я пятый раз женат!...

Для того, чтобы понять всё высказанное в этой статье, вполне достаточно слов «точка зрения». Ну и вот тут выскакивают первые ёжики фыркливые: точка зрения для нас на плотную уже связана с кинематографом: чьими глазами мы видим, чьими ушами мы слышим?.. И всё становится понятней, наглядней… Только почему это Донатоса Баниониса озвучивают разные актёры? Почему у профессора Мариартни в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» голос Олега Даля? Почему мы можем оценить серьёзность сюжета в каждой отдельной серии фильмов об Эркюле Пуаро по степени загнутости его усов? В конце концов, скажет мне кто-нибудь когда-нибудь или нет, кто сказал в фильме «Сталкер» Тарковского: «Стойте! Не двигайтесь!» – или это так и останется для меня загадкой, м?

«Вот ещё… эксперимент. Эксперименты, факты, истина… в последней инстанции… Да фактов вообще не бывает, а уж здесь – и подавно…»
Цитата:
Сообщение от chajka Посмотреть сообщение
«Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! Какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет... Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Редактор зарубил этот рассказ с первых же слов, с приговором: «Глюк точки зрения».
Пять ежей в седалище тому Редактору! Всё решается простой расстановкой абзацев. Правда… запятая повисает: «Ну ничего, она еще им покажет...» - от первого лица такого ну никак не скажешь…
Ладно. Правим:
«Кэт сидела на диване и горько плакала.
– Сволочи! Какие же все сволочи! Ну ничего, я им еще покажу!..
Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Что изменилось? ИНТОНАЦИЯ. Если в первом варианте слова «Сволочи! Какие же все сволочи! Ну ничего, я им еще покажу!..» были проходными, беззвучными, бестелесными, практически простым бормотанием, то во втором варианте они стали уже практически угрозой, побуждением к действию. Но разве мы не способны понять, КТО ГДЕ ЧТО и КАК говорит?

Для меня – как для читателя - приемлемы оба варианта: всё зависит от ситуации.

С глаголами чувственного восприятия:
Цитата:
Сообщение от chajka Посмотреть сообщение
«Такой клинок королю под стать», - подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки».

А теперь сравним тот же самый текст, написанный с так называемой глубокой позиции (автор не встревает со своими ремарками и только передает состояние персонажа):

«Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у него забегали мурашки».
Хм. Третий вариант:
«Такой клинок и королю под стать! Рукой погладить сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Мурашки под кожей».

А статья-то - умная… Мурашки под кожей.
Patriot Хренов вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.10.2009, 02:48   #7
Безнадёжный случай
 
Аватар для Patriot Хренов
 
Регистрация: 03.03.2009
Адрес: славный город Волжский Волгоградской области России
Сообщений: 895

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж


Блин! Давно писал... с тех пор много умных вещей понапридумывал...
А тут вернулся, перечитал...

«Такой клинок и королю под стать! Рукой погладить сталь. Скользкая, лезвие неощутимое...»

вот так и пропадают наши люди в Финляндии!.. Нет! сталь должна резать - и дело с... ну, кому как нравится...

Главное - чтоб были мурашки... и какой-нибудь нормальный грипп... а то всех кур и свиней в округе измучали... и фокализм!!! - вот без этого - никак!.. это всё равно как йогУрт без альфы и омеги...

...и кофе должно быть среднего рода - как мент поутру...

Кстати! а вы знаете, чем мент отличается от бомжа? Бомж безнадёжно благоухает надеждой, мент - надёжно несёт запах безнадежности...
Нет, ну менты - всё-таки люди... А вот чем пахнут парламентёры в парламенте - так это ещё Рязанов сказал: "Пахнет милосердием!.." Ага, ага... G8 или 12... ну так дохнуло духом милосердия!..

Добавлено через 4 минуты

P.S. Чайка! Спасибо Вам за тему!!!.. Вы же понимаете: я спорю не с Вами...

Добавлено через 6 минут

P.S.S. Вы мне потом напомните - я сегодня несколько умных слов сказал по этому поводу... Вы мне потом напомните... я смачно поругаюсь.
Patriot Хренов вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.10.2009, 20:03   #8
Старший эпидемиолог
Администратор
 
Аватар для chajka
 
Регистрация: 24.03.2007
Адрес: Israel
Сообщений: 6,086
Записей в дневнике: 8

Фокальный персонаж


Цитата:
Сообщение от Patriot Хренов Посмотреть сообщение
Вы же понимаете: я спорю не с Вами...
дык, Вы не со мной спорите а с Риной Грант. Она поумнее и поопытнее меня будет
chajka вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.11.2009, 01:18   #9
Посетитель
 
Регистрация: 09.11.2009
Сообщений: 11
Читала, о-очень полезная статья, на мой взгляд. И правда, замечательно написанная.
Марика Ми вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.02.2012, 07:11   #10
На обследовании
 
Аватар для Миг одиночества
 
Регистрация: 13.02.2012
Адрес: Омск
Сообщений: 51

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж (проза)


Достоевского читать от первого лица мне не нравится, а вот от "Преступления" и "Идиота" просто без ума =) Статья очень интересная!
Миг одиночества вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
в помощь прозаику
Реклама

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 12:46. Часовой пояс GMT +3.



Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Права на все произведения, представленные на сайте, принадлежат их авторам. При перепечатке материалов сайта в сети, либо распространении и использовании их иным способом - ссылка на источник www.neogranka.com строго обязательна. В противном случае это будет расценено, как воровство интеллектуальной собственности.
LiveInternet Rambler's Top100